Восстановление нормального функционирования системы кровообращения, сохранение воздухообмена в легких – первоочередная цель сердечно-легочной реанимации. Вовремя проведенные мероприятия по реанимации позволяют избежать отмирания нейронов в головном мозге и миокарде до тех пор, пока не восстановится кровообращение, и дыхание не станет самостоятельным. Остановка кровообращения у ребенка вследствие кардиальной причины происходит крайне редко.
Для грудных и новорожденных детей выделяют такие причины остановки сердца: удушение, СВДС – синдром внезапной детской смерти, когда вскрытие не может установить причину прекращения жизнедеятельности, пневмония, бронхоспазм, утопление, сепсис, неврологические заболевания. У детей после двенадцати месяцев смерть наступает чаще всего из-за различных травм, удушений из-за болезни или попадания инородного тела в дыхательные пути, ожогов, огнестрельных ранений, утопления.
Цель СЛР у детей
Медики разделяют маленьких пациентов на три группы. Алгоритм проведения реанимационных действий для них различен.
- Внезапная остановка кровообращения у ребенка. Клиническая смерть на протяжении всего периода проведения реанимационных действий. Три основных исхода:
- СЛР завершилась положительным итогом. При этом невозможно предугадать, каким будет состояние пациента после перенесенной им клинической смерти, насколько восстановится функционирование организма. Происходит развитие так называемой постреанимационной болезни.
- У пациента отсутствует возможность самопроизвольной ментальной активности, происходит отмирание клеток головного мозга.
- Реанимация не приносит положительного результата, врачи констатируют смерть пациента.
- Неблагоприятен прогноз при проведении сердечно-легочной реанимации у детей с тяжелой травмой, в шоковом состоянии, осложнениями гнойно-септического характера.
- Реанимация пациента с онкологией, аномалиями развития внутренних органов, тяжелыми травмами по возможности тщательно планируется. Незамедлительно переходят к проведению реанимационных действий при отсутствии пульса, дыхания. Первоначально необходимо понять, находится ли ребенок в сознании. Сделать это можно с помощью крика или легкого встряхивания, при этом исключаются резкие движения головы пациента.
Мнение врачей:
При сердечно-легочной реанимации у детей важно следовать четким алгоритмам действий, чтобы повысить шансы на спасение жизни маленького пациента. Цель проведения реанимации заключается в восстановлении кровообращения и дыхания у ребенка, чье сердце внезапно остановилось. Существует несколько разновидностей алгоритмов реанимации, включая основанные на массаже сердца и искусственной вентиляции легких, а также использование дефибрилляторов у детей определенного возраста. Врачи рекомендуют обучаться основам сердечно-легочной реанимации, чтобы в случае необходимости быстро и правильно оказать помощь ребенку и повысить его выживаемость.
Первичная реанимация
СЛР у ребенка включает три стадии, которые еще называют АВС – Air, Breath, Circulation:
- Air way open. Требуется освобождение дыхательного прохода. Рвота, западание языка, инородное тело может являться препятствие при дыхании.
- Breath for victim. Проведение мероприятий по искусственному дыханию.
- Circulation his blood. Закрытый массаж сердца.
Когда проводиться сердечно-легочная реанимация новорожденного ребенка, первые два пункта наиболее важны. Первичная остановка сердца у маленьких пациентов встречается нечасто.
Обеспечение проходимости дыхательных путей у ребенка
Самым важным в процессе СЛР у детей считается первый этап. Алгоритм действий следующий.
Пациента кладут на спину, шея, голова и грудь при этом находятся в одной плоскости. Если травма черепа отсутствует, необходимо запрокинуть голову. Если у пострадавшего травмирована голова или верхний шейный отдел, необходимо выдвинуть вперед нижнюю челюсть. При потере крови рекомендуется приподнять ноги. Нарушение свободного тока воздуха по дыхательным путям у грудного ребенка может усилиться при чрезмерном перегибании шеи.
Причиной неэффективности мероприятий по легочной вентиляции может стать неправильное положение головы ребенка относительно туловища.
При наличии в ротовой полости инородных предметов, затрудняющих дыхание, их необходимо извлечь. Если возможно, осуществляется интубация трахеи, вводится воздуховод. При невозможности интубировать пациента производиться дыхание «рот в рот» и «рот в нос и в рот».
Решение проблемы запрокидывания головы пациента относится к первоочередным задачам СЛР.
Обструкция дыхательных путей приводит к остановке сердца пациента. Это явление вызывает аллергия, воспалительные инфекционные заболевания, инородные предметы в ротовой полости, горле или трахее, рвотные массы, кровяные сгустки, слизь, запавший язык ребенка.
Опыт других людей
Алгоритм действий при сердечно-легочной реанимации у детей вызывает много обсуждений среди родителей, медицинских работников и общественности. Его цель – спасти жизнь ребенка, обеспечивая правильное дыхание и кровообращение. Существует несколько разновидностей алгоритма, но основные шаги включают проверку сознания, вызов скорой помощи, проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Важно помнить, что быстрые и точные действия могут спасти жизнь ребенка в случае остановки сердца. Обучение этому алгоритму является ключом к повышению шансов выживания детей в критических ситуациях.
Алгоритм действий при ИВЛ
Оптимальным при осуществлении искусственной вентиляции легких будет применение воздуховода или лицевой маски. При отсутствии возможности использовать данные способы, альтернативный вариант действий – активное задувание воздуха в нос и рот пациента.
Чтобы желудок не растянулся, необходимо следить, чтобы не было экскурсии брюшины. Только объем груди должен снижаться в перерывах между выдохом и вдохом при проведении мероприятий по восстановлению дыхания.
При осуществлении процедуры искусственной вентиляции легких проводят следующие действия. Пациента укладывают на твердую ровную поверхность. Голову слегка запрокидывают. Наблюдают за дыханием ребенка в течение пяти секунд. При отсутствии дыхания делают два вдоха продолжительностью полторы – две секунды. После этого выдерживают несколько секунд для выхода воздуха.
При реанимации ребенка вдыхать воздух следует весьма аккуратно. Неосторожные действия способны спровоцировать разрыв тканей легких. Сердечно-легочная реанимация новорожденного и грудного ребенка осуществляется с использованием щек для вдувания воздуха. После второго вдоха воздуха и выхода его из легких прощупывают сердцебиение.
Воздух в легкие ребенка вдувают восемь – двенадцать раз за минуту с интервалом в пять – шесть секунд при условии того, что сердце функционирует. Если сердцебиение не установлено, переходят к непрямому массажу сердца, иным действиям по спасению жизни.
Необходимо тщательно проверить наличие посторонних предметов в ротовой полости и верхнем отделе дыхательных путей. Такого рода препятствия помешает попасть воздуху легкие.
Последовательность действий следующая:
- пострадавшего укладывают на согнутую в локте руку, туловище малыша находится выше уровня головы, которую придерживают двумя руками за нижнюю челюсть.
- после того, как пациент уложен в правильном положении, осуществляется пять аккуратных ударов между лопатками пациента. Удары должны иметь направленное действие от лопаток к голове.
Если ребенка невозможно уложить в правильное положение на предплечье, то в качестве опоры используется бедро и согнутая в колене нога человека, занимающегося реанимацией ребенка.
Закрытый массаж сердца и компрессия грудной клетки
Закрытый массаж сердечной мышцы используется для нормализации гемодинамики. Не проводится без применения ИВЛ. За счет увеличения внутригрудного давления происходит выброс крови из легких в кровеносную систему. Максимальное давление воздуха в легких ребенка приходится на нижнюю треть грудной клетки.
Первая компрессия должна быть пробной, она проводится для определения эластичности и резистентности грудной клетки. Грудная клетка продавливается при массаже сердца на 1/3 часть ее размера. Компрессия грудной клетки проводится по-своему для разных возрастных групп пациентов. Она осуществляется за счет давления на основание ладоней.
Особенности сердечно легочной реанимации у детей
Особенности сердечно легочной реанимации у детей заключаются в том, что использовать для проведения компрессии необходимо пальцы рук либо одну ладонь ввиду маленького размера пациентов и хрупкого телосложения.
- Младенцам надавливают на грудную клетку только большими пальцами рук.
- Детям от 12 месяцев до восьми лет массаж выполняется одной рукой.
- Пациентам старше восьми лет на грудь кладут обе ладони. как и взрослым, но соизмеряют силу давления с размером тела. Локти рук при проведении массажа сердца остаются в выпрямленном состоянии.
Есть некоторые различия в СЛР кардиальной по природе у пациентов старше 18 лет и возникшей в результате удушения у детей сердечно-легочной недостаточности, поэтому реаниматологам рекомендуется использовать специальный педиатрический алгоритм.
Соотношение компрессия — вентиляция
Если в реанимационных действиях участвует только один врач, он должен производить два вдувания воздуха в легкие пациента на каждые тридцать компрессий. Если одновременно работает двое реаниматологов – компрессия 15 раз на каждые 2 вдувания воздуха. При использовании для ИВЛ специальной трубки проводят безостановочный массаж сердца. Частота вентиляции при этом составляет от восьми до двенадцати ударов в минуту.
Удар в сердце или прекардиальный удар у детей не применяется – может серьезно пострадать грудная клетка.
Частота компрессий составляет от ста до ста двадцати ударов в минуту. Если массаж проводится ребенку младше 1 месяца, то начинать следует с шестидесяти ударов в минуту.
Реанимационные действия нельзя прекращать на срок дольше пяти секунд. Через 60 секунд после начала реанимации врач должен проверить пульс пациента. После этого сердцебиение проверяется каждые две – три минуты в момент прекращения массажа на 5 секунд. Состояние зрачков реанимируемого указывает на его состояние. Появление реакции на свет указывает на то, что мозг восстанавливается. Стойкое расширение зрачков – неблагоприятный симптом. При необходимости интубировать пациента нельзя прекращать реанимационные мероприятия более чем на 30 секунд.
Частые вопросы
Как проводится сердечно легочная реанимация у детей?
Давление руками на грудину ребенка выполняется весом туловища участника оказания первой помощи на глубину 5 см с частотой 100-120 в минуту. После 15 надавливаний руками на грудину ребенка необходимо осуществить 2 вдоха искусственного дыхания методом «Рот-ко-рту».
Какой алгоритм проведения сердечно легочной реанимации?
Базовая сердечно-легочная реанимация включает в себя три этапа (ABC): обеспечение проходимости дыхательных путей (A — Airway), проведение искусственного дыхания (В — Breathing), проведение непрямого массажа сердца (С — Circulation).
Каков правильный порядок проведения сердечно легочной реанимации Выберите правильный вариант ответа?
Правильный ответ: 3 Начинают реанимацию с давления руками на грудину пострадавшего. После 30 надавливаний на грудину проводят искусственное дыхание – 2 вдоха методом «Рот ко рту».
Какие мероприятия являются мероприятия по проведению сердечно легочной реанимации?
Давление руками на грудину пострадавшего, искусственное дыхание “Рот ко рту”, искусственное дыхание “Рот к носу”, искусственное дыхание с использованием устройства для искусственного дыхания <, *>, .
Полезные советы
СОВЕТ №1
Позаботьтесь о своих знаниях и навыках по сердечно-легочной реанимации у детей, чтобы в случае необходимости вы могли оказать помощь без колебаний.
СОВЕТ №2
Проведите тренировочные сессии по освоению алгоритма действий при сердечно-легочной реанимации у детей с семьей или друзьями, чтобы быть готовыми к экстренной ситуации.
СОВЕТ №3
Изучите особенности проведения сердечно-легочной реанимации у детей разных возрастных категорий, чтобы знать, как правильно оказать помощь конкретному ребенку.